В переводе с итальянского, грот означает пещера. Человек использовал это слово для обозначения природной формы рельефа в виде неглубокой пещеры, потолком в виде свода, узким проходом, после которого открывается просторный широкий вход либо сама пещера. Так сложилось исторически, что гроты вызывают ассоциации с чем-то загадочным и таинственным, спрятанными сокровищами либо убежищем. В древние времена считалось, что гроты выступают переходом из нашего мира в потусторонний. За счет того, что гроты считались священными местами, они использовались как первые храмы человечества, их стены украшались наскальными рисунками, скульптурами и другими священными атрибутами.
Историки и археологи считают, что подобное украшение пещер было первой ступенью человека к познанию и созданию прекрасного, стремлением украсить окружающий мир.
Древние греки называли гроты «нимфеями», так как считали их священными местами для нимф и отличились обилием украшений внутри них. В наши дни существуют округлые крыши, сохранившихся с тех времен нимфей.
Человек в более поздние времена использовал конструкцию естественных гротов (три стены, свод и ниша) для создания искусственных аналогов. Можно наблюдать, что практически во всех религиях гроты были первыми храмами, святилищами и склепами (особенно в христианстве).
В эпоху Возрождения гроты перестают восприниматься как оплот культа, а все чаще используются в качестве элементов декора и украшения в парках и садах. Наиболее распространены искусственные гроты были в местах со скальными породами, в каменных местностях, у подножия гор и холмов. Часто гроты вклинивались в срезы террас или выглядели внешне как холмы.
Позже павильоны, стоящие отдельно, также называли гротами. Внутри такие пещеры украшали зеркалами, искусственными сталактитами, композициями раковин и ракушек, лепниной, скульптурами, мозаикой, фресками, фигурами зверей и птиц. Снаружи их скрывали за густой пышной растительностью.
Кроме декоративной функции, которую выполняли гроты, они еще служили отличным укрытием от солнца и жары, дождя и других погодных неприятностей. В гротах обязательно присутствовал водный источник, бассейн или фонтан, что делало пребывание в них в жаркую погоду особенно приятным.
В эпоху расцвета романтического стиля, в оформлении садов и парков гроты снова начали обустраивать как естественные пещеры, максимально приближать их к природному виду. Сочетание камня, зелени и воды – вот главная задача при создании грота. При этом формы и цвета не должны быть правильными и яркими, напротив, они должны максимально быть приближены к естественным. Стало модно располагать внутри грота ручей или водопад.
Очень часто гроты использовали как элемент, объединяющий различные уровни ландшафта, с его помощью создавали плавный переход от одного уровня к другому. Самым известным примером такого приема являются знаменитые гроты в садах Боболи во Флоренции.
В эпоху барокко было модно располагать гроты внутри дворцов. Для них отводили отдельные комнаты, а отделка была дорогой и роскошной, как и другие архитектурные формы в этом стиле.
К середине XIX века таинственность и загадочность гротов развеялась, они уходят из моды. Им на смену появляются павильоны или порталы классических и барочных форм.
В современное время гроты используют как составляющую часть ландшафтного дизайна. Но стоит отметить, что их появление в саду или парке крайне редко и считается экзотикой. Чаще всего гроты сооружают в местах, где этому способствует естественный рельеф местности: природные скалы, холмы и т.д., в которых делаются проемы в виде гротов.
Исключительной удачей считается присутствие в такой пещере природного родника или ключа.
В мире первенство по созданию декоративных пещер занимают дизайнеры и мастера из Франции и Америки. Их стиль отличается присутствием искусственных углублений и туннелей, наличием горного хрусталя в виде украшений, искусственными сталактитами и сталагмитами на полу и потолке грота. Подобные дизайнерские решения сугубо индивидуальны и, стоит заметить, что много кому не приходятся по вкусу.
В современном ландшафтном дизайне популярно и модно использовать камень (натуральный и искусственный) для создания натурального горного пейзажа со скалами, гротами и пещерами. Благодаря появлению новых технологий и материалов, которые по своим качественным характеристикам не уступают природным материалам, становится возможным создавать самые разнообразные формы и пейзажи, которые в природе существуют в камне. В отличие от натурального аналога, искусственные скалы намного легче, с ними просто работать, просто монтировать. Использование таких приемов распространено в оформлении не только парков и садов, но также и в интерьерах общественных заведений и частных домов.
Пещеры и гроты из искусственных материалов при желании и необходимости можно перемещать по участку или транспортировать в собранном виде в другое место. Таким образом, преображать свой сад вы сможете сколь угодно часто. Что касается качественных показателей сооружений из искусственных материалов, то они хорошо переносят перепады температуры, влаги и т.д., то есть их можно смело оставлять на улице зимой. Ухаживать за ними тоже просто: достаточно убирать в них пыль и грязь.
Если вы хотите на своем участке разместить грот, но имейте в виду, что площадь участка должна быть соответствующая: на маленьких площадях такие конструкции не будут выглядеть уместно и красиво. С другой стороны, на большом пространстве грот выглядит прекрасно, наполняет весь сад или парк загадкой и тайной.
Стены декоративного грота можно покрыть мхом или пустить по ним вьющиеся растения. Это добавит натуральности и скроет от глаз фактуру материала.
Как правило, пещеры и гроты размещаются в саду в отдаленных уголках для создания места, в котором можно было бы уединиться. Поэтому, уместно и даже необходимо обрамление такой конструкции обильной растительностью, закрывающей сам грот.
Для дополнительного комфорта можно поставить лавку или скамейку, замаскированную в листве и ветвях.
Немаловажно учитывать, что пещера или грот в саду будет самым романтическим местом (так уж сложилось исторически наше восприятие) и нужно, чтобы обстановка способствовала наилучшему расслаблению, отдыху, медитации. Это то место, где человек сможет слиться с природой воедино или хотя бы приблизиться к ней максимально.