Укротитель бетона
Первую стену ученый Патрик Бланк оснастил вертикальным садом в 1994 году на парижском фестивале ландшафтного дизайна. Этот фестиваль является ежегодным во Франции и на нем выставляются на обозрение все новинки в сфере декорирования садов и ландшафтов. Сам того не ожидая, автор и его композиция, стали центральной экспозицией выставки и заинтересовали большое количество посетителей. Люди не могли понять, как растения держаться на вертикальной поверхности, да еще и такой тонкой. Необычное изобретение сразу же признали новым трендом дизайнерского искусства, а «живую стену» сохранили для последующих фестивалей.
Богатые владельцы дорогих домов, замков, стали первыми заказчиками Бланка. Они старались укрыть как можно большую площадь стен своих домов зеленым ковром. Совсем скоро, уже в 1998 году, этим изобретением заинтересовались архитекторы с мировыми именами. В 1998 г. итальянский зодчий Ренцо Пиано отдал Бланку под вертикальный сад стену своего нового строения размером 18х4 метра. А с годами масштабы становились все больше и больше. Так в 2001 году Андре Путман предложил Бланку заняться художественным озеленением фешенебельного отеля близ Елисейских полей. Когда сад проник в ресторан отеля, который был скрыт под стеклянным куполом, этот отель быстро стал одним из самых модных мест в Париже и Франции. Посетители заказывали столики за месяц, чтобы иметь возможность посмотреть на огромные висячие сады, которые располагаются прямо над их местами.
Еще позже вертикальные сады постепенно перекочевали с улиц внутрь помещений. В 2004 г. Патрику Бланку предложили инсталлировать в гостиной огромного особняка «живую» стену. Автор был в восторге, так как свой дом и дома своих друзей он уже в этом плане полностью обработал. Таким образом, в гостиной заказчиков появилось уникальная фито картина из 150 различных неприхотливых к свету растений. Внизу она напоминала ковер, а вверх поднимались цветные узоры самых различных оттенков, соединяясь на потолке в своеобразный козырек из папоротниковых растений. Но самое главное, чем были удивлены заказчики – семья Диманше — это гармоничное сосуществование живой стены и мебели, и других предметов интерьера между собой, они дополняли друг друга. Что касается цены вертикальных садов, то она зависит от нескольких факторов. Первый, это ассортимент растений, используемых для создания конструкции, второй – сложность рисунка, который создается, третье – климатические условия, в которых будет существовать сад. В среднем 1 кв. метр сада Бланка стоит 500 евро.
Уход за вертикальным садом не слишком хлопотный: автор подбирает растения таким образом, чтобы они не приносили много забот хозяевам и не отнимали много времени.
Возвращение к истокам
Вертикальные сады снаружи зданий, а также внутри помещений, сегодня популярны и присутствуют не только во Франции, но и за ее пределами. Во-первых, это большие международные компании, которые заботятся о своем статусе и престижности, затем идут дорогие рестораны, отели и т.д. Многие дипломатические миссии азиатских стран в Европе прибегают к такой изюминке, напоминающей им о родине и в тоже время, ярко заявляя, где находятся посетители.
В европейских странах вертикальные сады используют в музеях, библиотеках, правительственных учреждениях и даже на парковках больших торговых центров. Они не только украшают экстерьер и интерьер зданий, но и скрывают недостатки ландшафта, не слишком красивые виды, открывающиеся с балкона или входа и т.д. Отдельная история – декорирование лифтовых шахт и механизмов, особенно когда лифты полностью прозрачные. Получается, что поднимается зеленая корзина, а металлических деталей и особенностей конструкции лифта совсем не видно.
Очень популярно использование вертикальных садов в местах большого скопления людей в больших городах, не только из-за красивого внешнего вида, но еще и потому что очищается, увлажняется и обогащается кислородом воздух. А этот момент в наши дни крайне актуален для мегаполисов, в которых чистота воздуха оставляет желать лучшего. В 2006 году Патрик Бланк закончил свой проект — Musee du Quai Branly в Париже, после чего к нему пришла по истине, мировая слава. На убранство всего здания, площадью 800 кв.м, потребовалось 15 тыс. растений 170 видов. В итоге получился «живой» гобелен. Растения высажены таким образом, что в зависимости от интенсивности освещения, выпуклая поверхность сада меняет свои очертания и цветовые нюансы. Автор уверен, что за растениями в городских условиях будущее. А в городах, где множество огромных вертикальных стен, работы для специалистов подобного профиля всегда хватит.